Почему диссиденты бежали из СССР? Почему от союза с Россией бежала Украина? Из-за большой ненависти к русским? Думаю, причина здесь другая. Когда-то, во времена СССР, мы были коммунистической державой. Как известно, в западном понимании весь мир подразделяется на «свободный мир», главой которого не без оснований считают США, и мир тоталитарный, главной идеологией которого можно считать коммунизм. В чём отличие этих двух путей государственного развития. Если мы публично отказались от марксистко-ленинской идеологии, значит ли это что мы ушли от коммунизма? Попробуем порассуждать по теме. Опять же, не хочу быть для вас источником истины в последней инстанции, будьте свободны критиковать (: Это последнее утверждение очень по теме статьи!
Начнём с отношения общество — личность. Мы говорили о свободе слова, а перешли к системе ценностей! Но это же важно, чтобы ваши слова имели вес, вы и сами должны что-то значить. Представим себе человека, признанного умалишённым: все его слова ничего не значат. Трудно найти большее унижение человеческого существа. К этому тоже вернёмся, а пока…
Коммунизм (этот термин я буду использовать более широко) близок к слову коммуна, что указывает на основной акцент этой идеологии: общество или государство. Соответственно, права человека определяются его отношением к этому большому коллективу, государству. По замыслу её идеологов, в такой системе справедливое распределение материальных благ достигается контролем из некоего мудрого центра, который и правит народом. Плюсом такого правления является идеальная мобилизация народа на случай войны, либо другой экстренной ситуации. Пробная битва демократии против диктатуры была сыграна ещё в древние времена в Пелопонесских войнах: в котором столкнулись Афины с их демократией и Спарта, жёстко централизованное государство.
Правители всегда тяготеют к более эффективному управлению. Может именно поэтому многие из них (это сейчас относится и к «свободным» странам) следовали шаблону: устроить беспорядок — найти виновных — признать необходимость борьбы — сплотить народ и поставить себя в центр в этой «самой трудной для страны ситуации». В любом случае, если вы желаете быть «великим кормчим» целого народа, вам придётся поставить его в положение зависимости. Тут не обойтись без серьёзного причёсывания мозгов населению посредством продажных СМИ. Современные российские идеологи говорят, что в противоположность западному индивидуализму и вседозволенности, мы ставим в центр интересы семьи, нации и Бога. Позднее я вернусь к этой теме, чтобы понять про какого Бога они говорят.
«Свободное» мироустройство должно предполагать неотъемлемое право гражданина на суверенитет. То есть идеологическую, имущественную, физиологическую, юридическую, физическую и т. п. неприкосновенность. Откуда такой акцент на роли человека, зачем он нужен? Дело в том, что когда в государственном устройстве приоритет общей цели стремится к бесконечности, ценность личного существования приходит к нулю. Логично, что ценность всего такого общества, состоящего из личностей с нулевой ценностью должна также стремиться к нулю. Таким образом, коммунизм, отстаивающий жёстко централизованное управление, противоречив.
В свободном обществе, если мы примем ценность человека равной 1, мы получаем систему отсчёта для построения всего остального. Да, интуитивно каждый из нас ценит не только себя лично, но и других людей. Но, логически, откуда взялась эта единица, если мы отменили общественный критерий оценки? Для оценки всего мы должны иметь отправную точку. И вот мы приходим к Богу. Ценность человека не может быть установлена никаким другим способом, кроме как обращением к Первопричине. Для Него каждый из нас ценен как ценен для родителя каждый его уникальный ребёнок. И ценя нас, этот Родитель установил наши права (которые по-английски звучат как liberties). Среди них не только вполне естественное право на жизнь, жильё, пищу и т. п., но и право иметь своё мнение, право поступать в соответствии со своим мнением, право иметь собственность и право защищать и то и другое всеми современными инструментами.
Всё это великолепие прав начинается с главного и первого: права думать своей головой и самому определять свои верования. Нам нужно защищать это право более чем всё остальное, но от кого? Ответ прост: от всех желающих наше мышление поработить.
«Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Ефесянам 6:12).
Как вам такое объяснение? Многие современные христиане видят в этих словах Павла косвенный намёк на некое структурированное духовное войско во главе с сатаной. Но посмотрите злоключения апостолов, описанные в Деяниях. Кто был их помехой в делах Божьих?
«Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его» (Деяния 4:25,26).
Почему князьям земным потребовалось преследовать добрых христиан? Кроме причин духовных тому были вполне земные причины: заявленная Иисусом ценность каждого любого человека ставила предел их абсолютной власти.
«А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака «, подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный «, подлежит геенне огненной». (Матф.5:22)
Вот так. Когда вас отстраняют от дел государственных и важных, ссылаясь на вашу некомпетентность и непрофессиональность, вас по-сути называют этим «рака», дураком. А когда вообще не считаются с вашим мнением — считают вас умалишённым. И каждый, стремящийся свести христианство к некому чисто духовному наследию, просто кастрирует его, уничтожая всякую практическую ценность веры в Бога.
Подумайте сами: духовность наша появляется и обретает смысл только тогда, когда мы находимся на самом острие жизни, когда серьёзность каждого слова способна склонить чашу весов к жизни или смерти. Какой в этой связи представляется новая «российская» общественная идеология, о которой мы говорили раньше? Бог, используемый этими идеологами — вымышленный ими же, фальшивый бог. Если говорить о живом Боге, Он не может не думать в первую очередь обо всём мире, о благе людей всех стран, о грядущем Царстве, где права Его сыновей и дочерей будут соблюдены максимально строго. А права правительственной бюрократии, этого могущественного архангела, будут максимально ограничены.
Мы так много сказали о ценности человека и почти ничего о свободе мысли. Свобода эта, как кажется, была и остаётся выбором самого человека, выбором достойным уважения. «Sapere aude» в «Посланиях» Горация в переводе Канта звучит как «имей мужество пользоваться собственным умом». Я бы дополнил «имей мужество верить».
Текст Первой поправки к Конституции США:
«Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное её исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб».
По-другому первая поправка может быть названа законом о «свободе совести». Кто должен соблюдать этот закон? Правительственные бюрократы. А кому следить за его соблюдением? Нам, народу. Таково, на мой взгляд, первое из начал Царства Небесного на земле.
В Церкви Объединения есть очень логичное объяснение позиции Бога в отношении человеческой свободы выбора. Называется это «объектной природой любви», если не ошибаюсь. Это означает, что всегда в отношениях субъекта и объекта решение следовать призыву субъекта принимает сам объект. Хотя субъект и превосходит объект во всех отношениях, приоритет в развитии отношений принадлежит не ему. Так захотел для Себя Сам Бог, предоставив вопрос ответной любви к Богу решать человеку самостоятельно. Представьте обратный вариант: вы — творец некоего существа, и вам до скуки известно, что в определённое время это существо само придёт и проявит к вас свои чувства — ведь вы же программировали его сами! Тронет ли вас такое проявление «чувств»? Если вас заставили совершить какой-то поступок под пистолетом, вынудили, соблазнили, уломали… разве это будет проявлением вашей свободы воли? То же самое применимо к отношениям правительства и народа, начальника и подчинённых, родителей и детей, мужа и жены… Только добровольное решение вашего объекта может принести гармонию в отношения. Любовь бывает только там, где есть свобода выбора.
Не думайте, что этими словами я отстаиваю здесь эгоизм или свободный секс, к примеру. Наряду со свободой выбора вы должны чувствовать ответственность за выбор. Поэтому общество Царства Небесного отличается от разнузданной свободы современной «демократии». Не потому, что всё «неправильное» там запрещают, а потому что всякий употребляющий свободу во зло там не выживает. Опять же, не потому что там присутствует некое централизованное управление, но потому как раз, что отсутствует подушка государственной соцподдержки, что делает уроки судьбы особенно строгими. В случае вашего падения вам придётся рассчитывать не на безликое «государство», но на милость окружающих, ваших братьев и сестёр.
Тема свободы совести огромная, всего не охватить в одном блоге, но начало положено. Следующей на рассмотрении — Вторая поправка. Готовьтесь!
Добавить комментарий