К нашему знаменитому соотечественнику Льву Николаевичу Толстому прилепилось немало ярлыков: еретик (от православной церкви), анархист, пацифист.. Попробуем рассмотреть в деталях тот образ идеологии, что проглядывает перед нами на страницах романа «Война и Мир». Бородинское сражение и подготовка к нему. Само описание этого действа из уст бывшего солдата, имеющее подробный анализ состояния обоих сражающихся сторон, вряд ли смахивает на пацифизм. Идея Толстого, как кажется, проста: война есть зло и обман, последнее и крайнее средство.. Но мы не об этом. Устройство армии сродни устройству государства. И там и там главным действующим лицом является простой солдат (простой человек), принимающий решение, рискующий жизнью и творящий дух.. И тут важна роль правительства. Нет, Лев Толстой не анархист, где анархия понимается как хаос. Но правление и правительство должно опираться на духовное начало человека, должно уважать суверенитет и свободу выбора каждого. Даже самих полководцев Лев Толстой описывает одного как деятельного и полного амбиций (Наполеона), а другого как немощного и спокойного старика. Для настоящего правления не нужна сила физическая, не нужен централизованный аппарат подавления и заставления в виде правительства, чиновников и законов. Но нужно взаимодействие, взаимные, органичные отношения центра и периферии, основа которых любовь. Как в семье, так в армии, так и в государстве. Царь настоящий правит не силой, но любовью и служением. Так учил Иисус. Таким мы желаем видеть Царя Царей. Авторитет Царя в народе складывается не благодаря его «ежовым рукавицам», в которых он держит народ. Авторитет Царя есть отражение авторитета Бога, Которого он должен представлять на земле. Власть не может исходить от человека. Никто не может быть хозяином и сувереном человеческой души. Ни полиция, ни СМИ, ни разврат и грех, которыми в нас вторгается сатана.
Знаменитая фраза Толстого о непротивлении злу насилием, на мой взгляд, стоит рассмотреть не как равнодушную покорность злу и насилию, а как мудрость суверенного и сильного человека, способного применить силу для защиты того, что он любит. Мудрость эта заключается в понимании того, что сила не может стать решением проблемы. Решение — в любви. Преподобный Мун, апологетика. Материализм пытается доказать, что материя и энергия (как основа материи) есть основа всего, развития и усложнения биологических видов и общественных устройств. Но задумаемся, что появляется первым: энергия или отношения? Да, энергия невозможна без отношений субъекта и объекта, плюса и минуса — даже на уровне микрочастиц. Должно быть условие их существования, а до него некий проект или замысел.. Так и в отношениях людей: глупо бороться силой на силу, увеличивая антагонизм; мудрость же в том, чтобы создать отношения, в которых сила нужна не будет. «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования», — Лао Цзы. Итак, начало в проекте, который относится к сфере мысли и духовности. Этого последнего так не хватает светской власти и её правителям.
Далее только цитаты.
«Война и Мир», в описании Бородинского сражения.
«– Этот насморк надоел мне. Они толкуют про медицину. Какая медицина, когда они не могут вылечить насморка? Корвизар дал мне эти пастильки, но они ничего не помогают. Что они могут лечить? Лечить нельзя. Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нем жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы ей будете мешать лекарствами. Наше тело подобно часам, которые должны идти известное время; часовщик не может открыть их, и только ощупью и с завязанными глазами может управлять ими. Наше тело есть машина для жизни. Вот и все. И как будто вступив на путь определений, définitions, которые любил Наполеон, он неожиданно сделал новое определение. – Вы знаете ли, Рапп, что такое военное искусство? – спросил он. – Искусство быть сильнее неприятеля в известный момент. Voilà tout.»
«– Государь, послать дивизию Клапареда? – сказал Бертье, помнивший наизусть все дивизии, полки и батальоны.
Наполеон утвердительно кивнул головой.
Адъютант поскакал к дивизии Клапареда. И чрез несколько минут молодая гвардия, стоявшая позади кургана, тронулась с своего места. Наполеон молча смотрел по этому направлению.
– Нет, – обратился он вдруг к Бертье, – я не могу послать Клапареда. Пошлите дивизию Фриана, – сказал он.
Хотя не было никакого преимущества в том, чтобы вместо Клапареда посылать дивизию Фриана, и даже было очевидное неудобство и замедление в том, чтобы остановить теперь Клапареда и посылать Фриана, но приказание было с точностью исполнено. Наполеон не видел того, что он в отношении своих войск играл роль доктора, который мешает своими лекарствами, – роль, которую он так верно понимал и осуждал.»
«Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
«Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что-то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.»
Мун Сон Мён, речь «Провидение и личность, прошлое и настоящее», 22 февраля 1981 года.
«Нам нужен центр. Он — как ось автомобильного колеса. Сама ось — маленькая, но колесо, которое вращается вокруг нее, обеспечивает стремительное движение. Даже большому колесу нужна пусть маленькая, но ось. Так и Бог. Вся Вселенная подобна огромному общественному колесу. А Бог — ее центр, ось. Когда Он начинает вращаться, Вселенная приходит в движение. В этой связи каждый человек может сказать: “Я живу ради Вселенной, а Вселенная — ради меня”.
Человечество состоит из людей всех цветов кожи, живущих в разных уголках мира, людей настоящего, прошлого и будущего, составляющих как вертикальное (прошлое и настоящее), так и горизонтальное измерения. Бог оставил за Собой положение центра. Среди людей встречаются самые разные представители. Один человек может быть миниатюрным, другой — крупным, у каждого своя присущая ему фигура. Комбинация человеческих типов образует определенную гармонию. Все люди вращаются в определенном социальном окружении. Может показаться, что их движение хаотично, однако во Вселенной все взаимосвязано через центр. Ни один элемент Вселенной не может обойтись без центра.
….
Бог управляет всей Вселенной, постоянным центром которой Он является. Он непрестанно занят мыслями об общем благе, Он старательно направляет Вселенную и определяет ее цели. Бог будто вращает гигантское колесо. Чем больше колесо, тем крепче должна быть ось. Только всемогущий Бог способен привести в движение колесо Вселенной. Бога можно назвать “всемогущим”, поскольку это определение относится к тому, кто занимает центральное положение и является осью вращения.
Мы исследуем вопрос о том, что означает понятие “добро”. Добро — всегда там, куда указывает Бог. Поэтому общественное служение, в отличие от эгоистичной жизни, — доброе дело в глазах Бога. Центр служит на благо всех, а все служат на благо центра. Это и есть действие отдавания-и-принятия. Благодаря тому что Бог занимает центральное положение, мы можем назвать Его всемогущим.
Бог пребывает в вечности. Но Ему некогда скучать, у Него каждый момент наполнен жизнью. Бог занимает центральное положение и поэтому является источником счастья и славы. Общая цель всегда должна быть важнее индивидуальной. Таков правильный порядок. Согласно вселенскому закону, люди сотворены по образу Бога и, значит, должны следовать примеру Его образа жизни.»
Добавить комментарий